Новости Менмы: Низкотехнологичные мультфильмы

от 27 сентября
{_google_reklama_728x90_}

Как представитель поколения, выросшего на стройках и плавившего оловянных солдат в консервных банках, с трудом представляю себе проблемы родителей, пытающихся ограничить своим детям доступ к электронным устройствам. Доступ к песчаному карьеру, например, у меня был неограниченный (в светлое время суток), а из высоких технологий имелся телевизор «Рубин Гамарики», демонстрировавший кукольные мультфильмы про дружбу ежей с зайцами.

Очередной сыр-бор в американских медиа: Стив Джобс, оказывается, был низкотехнологичным папашей! Журналист — не просто так себе журналистишка, а из тех, которые удостаивались личных телефонных выволочек от Божественного Стива за то, что позволили иметь собственное мнение по поводу перспектив продуктов Apple. Так вот, этот самый журналист просто исходит изумлением по поводу того, что Джобс строго ограничивал доступ своих детей к гаджетам. Никаких айпэдов, короче говоря.

Я был бы удивлён этому, если бы мир знал Джобса, как человека, известного своим мягкосердечием, добротой и покладистым характером. Этаким, Папой Римским и Матерью Терезой в одном флаконе. Но — какое удивление — Стив Джобс был настоящим кровопийцей, капиталистическим упырём, маньяком, помешанным на контроле и скупердяем, каким мир не видывал. Именно сочетание этих качеств позволило ему превратить Apple из заурядного умирающего бизнеса в самую дорогостоящую компанию на планете. Он запрещал детям айподы? Да это, небось, самое меньшее, в чём он их ограничивал!



Такие же удивительные наблюдения пресса делает и по поводу многих других американских Tech-CEO. Что ж, исполнительными директорами никто никогда не становился просто так, для этого необходимо обладать определённым типом личности.

Причины ограничений сами родители приводят разные: дети могут получить доступ к рискованным ресурсам вроде порнографии, стать жертвами школьных кибер-садистов, а главное — болезненно пристраститься к своим устройствам. Последний повод для беспокойства выглядит особенно по-идиотски. Родители, целью профессиональной карьеры которых стали разработка и производство девайсов и приложений, вызывающих немедленное привыкание, пытаются оградить своих детей от губительного воздействия собственных устройств. На детей других родителей им, очевидно, наплевать с высокой колокольни, нехай гибнут.

Что же, друзья мои, боюсь, законы Вселенной вам не обойти, как бы вы не напрягали своих лицемерских мозгов. Любые подобные ограничения всегда и повсюду имеют единственный результат: то, что запрещают, приобретает вдвое высокую ценность.

Есть ещё одно правило, чисто практического свойства, которое вы тоже прекрасно знаете: чего недодали в детстве, будет компенсировано в зрелости, иногда самым карикатурным способом. Бывает, что человеку настолько вдолбят в подкорку какие-то запреты, что он сам их преодолеть не в силах и долго-долго страдает, пока его не надоумят, от чего же. Это как с покупкой подержанного автомобиля: всё, что не доплатил при покупке, доплатишь в виде ремонта. Не доел сладкого в детстве — доешь в институте, да так, что потом на весы страшно взглянуть, и так далее.

Увы, деваться некуда, а запрещать бессмысленно. Школьник-неандерталец без собственного гаджета, скорее всего, станет предметом насмешек со стороны одноклассников, этаким сектантом 21 века. Порнуха? Покажут другие ребята, как и большинству из нас. В моём детстве это были бумажные носители, теперь будут цифровые, но разницы никакой. Скорее от этого никто не созреет, кому суждено было лишиться невинности в двадцать, лишится в двадцать, гарантирую. А научиться мастурбировать ещё никому не вредило, это безопасно и очень способствует психологической разрядке, особенно для школьников, которым и так достаётся на орехи. Что касается кибер-садизма, то людей моего поколения в школе лупили кулаками по сусалам, обливали водой и оплёвывали, но, как говорится, не сломили. Отслеживать кибер-садизм, между прочим, функция и родительская, в том числе и не стоит переваливать ответственность на коварные интернеты. А для начала, каждый вменяемый родитель должен иметь представление о психотипе своего собственного ребёнка, поскольку жертвой садизма просто так никто не становится, и быть способным к коммуникации с ним. Но это совершенно отдельный пласт проблем.



Другая достойная интереса тема, обсуждаемая сегодня — это начало процесса замены бумажных учебных пособий на электронные, и тут я не могу удержаться от аплодисментов. Тем из вас, кто когда-либо имел возможность видеть, или даже держать в руках американские учебники, все сразу станет понятно: книги эти объёмом и весом напоминают средневековые фолианты, спасибо, хоть напечатанные на бумаге, а не на пергаменте. Хотя, судя по цене, именно последний вариант выглядит оправданным. Новый учебник (для студентов американских колледжей) стоит, в среднем, 200-300 долларов — просто для справки.

Так вот, некоторые американские публичные школы уже с 2011 года экспериментируют с программой BYOD, или «Bring Your Own Device», «Приноси Свой Девайс». На уроках можно пользоваться смартфонами, планшетами или лаптопами — для веб-поиска или для доступа к обучающим программам. Всё, понятное дело, под контролем преподавателя, чтобы никакой упячки (кто-нибудь сегодня помнит, что это вообще было?)

Отличные новости. В перспективе, никаких учебников, никакой бумаги и школьные рюкзаки весом не более кило. Есть, однако, пара интересных нюансов: социальное неравенство (не у каждого может быть достаточно современный смартфон, далеко не у всех имеется с этого смартфона доступ к интернету) — эта проблема уже решается при помощи централизованных закупок планшетов и загадочных зверей, вроде недо-лаптопов Chromebooks, которые продвигает вездесущий Google, и то, что любое устройство, по сути, является палкой о двух концах — как средством обучения, так и средством отвлечения от него.



В любом случае, концепция ограничения доступа детей и юношества к гаджетам обречена на провал. Книги теперь электронные — как прикажете контролировать, чем занят тот или иной подросток? Читает он «Пятнадцатилетний капитан», или висит в Snapchat? Вся эта свистопляска с ограничениями представляется мне попыткой вычерпать реку ведром — не на дому, так в школе, но доступ всё равно будет.

Что я хочу сказать по этому поводу? Никаких послаблений родителям в свете этих новостей не предвидится. Если мы хотим, чтобы наши дети росли сколько-нибудь гармоничными личностями, халтурить в области воспитания нам не удастся: родители должны учиться конкурировать с девайсами за внимание детей. Безусловно, задача очень непростая, однако выполнимая, рыбалка на айпэде и рыбалка с надувной лодки с последующим разведением костра и ночёвкой в палатке — всё-таки две совершенно разные рыбалки.